Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

КУЦ КАЗИМЕЖ

(Кигг Каг^гшегг). Польский режиссер и сценарист. Родился 16 февраля 1929 г. в Шопеницах. В 1954 г. окончил режиссерское отделение Государственной Высшей киношколы в Лодзи. Сначала работал ассистентом, затем вторым режиссером на съемках художественных фильмов "Поколение" (реж. А. Вайда), "Покушение" (реж. Е. Пассендорфер), "Тень" (реж. Е. Кавалерович), "Канал" ( реж. А. Вайда). Работает также на телевидении и в театре. С 1972 по 1987 г. — главный режиссер телевидения в Катовицах и Кракове. Организатор и художественный руководитель творческого кинообъединения "Силезия".

Уже первые фильмы К. внесли тон полемики с "польской школой", будучи тем не менее тесно связанны-мисней. "Польская школа", полемизируя с традициями национальной культуры, в то же время существовала в ее главном доминирующем направлении шляхетского, дворянского происхождения. Куцже в своих фильмах говорит о простых людях из народа, которым эти традиции были чужды.

Герои фильмов Куца — люди с их обычными, повседневными проблемами. Режиссер находит исключительность в том, что другие считают обыкновенным. Так, в своем дебюте "Крест за доблесть" (1959), снятым через два года после "Канала" Вайды и через год после "Героики" Мунка и " Пепла и алмаза" Вайды, К. продемонстрировал новый взгляд на тему войны: реалистический в отличие от романтического, присущего "польской школе". В этом фильме К. интересует не бата-листика или течение исторических событий, но "мелкие" конфликты обыкновенных людей. В следующем фильме "Никто не зовет" (1959) К. снова исследует конфликты молодой пары, пытающейся уйти от истории в личную жизнь, в приватность, построить свою отдельную жизнь в стороне от всех деревенских событий, а в картине "Люди с поезда" (1961, пр. МКФ в Локар-но) — от серой повседневности ок-купании. Герой фильма "Молчание" (1963)—также обыкновенен: бедный бездомный сирота. В своих работах режиссер старается понять каждого отдельного человека, показать проблемы поляков через судьбы простых людей.

В 1970 г. К. снимает картину "Соль черной земли", положившую начало оригинальной поэтической трилогии о Силезии, ее людях, обы-

чаях. Эта картина, в центре которой собирательный герой: отец и семеро его сыновей, рассказывает о восстании коренных жителей Силезии, продолжавшемся всего пять дней. В фильме мало диалогов, а кадры напоминают живописные полотна художников. Режиссер смело вводит в картину народный юмор, соединяет трагизм и жестокость с трогательным лиризмом первых любовных переживаний младшего сына. Следующий фильм "Жемчужина в короне" (1971, Гран-при МКФ в Паране, 1972) также снят в форме народной баллады, но в нем стилизация образов, героев, событий еще более выразительна. Так, поселок шахтеров, выдержанный в теплых, пастельных тонах, выглядит очень условно в отличие от шахты и всего, что в ней происходит. И наконец, лента "Бусы деревянных четок" (1980) — еще один рассказ о шахтерах Силезии, на этот раз конца семидесятых годов. Главный герой фильма — потомственный шахтер, бывший передовик, а теперь пенсионер, отказывается переезжать в современную многоэтажку, где, по мнению шахтеров, они теряют свою индивидуальность, человеческое достоинство. Он считает, что в этом отказе заключается верность своим предкам, традициям, своим корням. Заключающая цикл лента "Смерть как краюха хлеба" (1994) — глубоко впечатляющий рассказ о самой большой трагедии военного положения восьмидесятых годов: о кровавом усмирении бастовавших шахтеров на шахте "Вуек". Силезский цикл фильмов К., показывающий с большой старательностью подлинные дома, самих силезцев, их обычаи и язык, несет огромное, неоценимое количество информации о культуре Силезии.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz