Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

ский кинематографист снимает прямо на улицах, дышат жизнью и похожи на жанровые зарисовки. Вместе с театральным актером Йозефом Швабом-Малостранским, таким же энтузиастом кино, как и он сам, К. снимает игровые комические сценки: "Смех и плач", "Свидание у мукомольни", "Продавец сосисок на выставке", но постоянным делом кинематограф для него не становится из-за отсутствия средств. Он тратит на создание фильмов все свои деньги, которые зарабатывает в муниципалитете, но их хватает лишь на документальные ленты о некоторых общественных событиях метрополии ("Торжественное открытие мо-стаимени Чеха", "Поездка на трамвае по старомнестской площади" и др.). Время от времени К. демонстрирует свои фильмы в театре-варьете "Орфей", смиховской "Арене" или "Пражской городской беседе", сопровождая их лекциями о кино. Своим мероприятиям он, как правило, дает громкие названия: "Кинематограф Богемии", "Американский биограф", "Французский биограф". В 1901 г. ему предоставляется возможность снять репортаж с IV Все-сокольского слета в Праге, и он создает 18 репортажных фильмов о слете этой спортивно-патриотической организации общей протяженностью более 300 м и небольшой эпизод для использования в театральной постановке. В 1907 г. снимает еще один обширный репортаж, на этот раз о Всесокольском слете в Простейове. Из всех материалов К. о сокольских слетах сохранилось 35 роликов общей длиной более тысячи метров.

Спорадические занятия кинематографом не удовлетворяют К., и на юбилейной Выставке торговой и промышленной палат в 1908 г. он пускается в аферу с "Рекламогра-фом", надеясь повторить успех своего первого мероприятия с "Чешским кинематографом" и на этот раз разбогатеть. Прямо на выставке он снимает ленты "Открытие Выставки", "Праздничные и обыденные минуты Выставки" и др. Но доходы от снятых фильмов не покрывают убытков, и вся затея заканчивается сокрушительным фиаско: К. в судебном порядке вынужден выплачивать свои долги вплоть до 1918 г.

В 1910 г. К. снимает фильм "Сон старого холостяка", наивную комедию, где является автором сценария, режиссером, оператором и актером в одном лице. Нехитрый сюжет о любви стареющего холостяка к молоденькой возлюбленной студента и кознях его пожилой экономки, пы-

*95 *

РЕЖИССЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО ЕВРОПЫ

КРИСТИАН-ЖАК«

ми... За этими двумя фильмами просматривалась личность, необычная среди деятелей кино, или, по крайней мере, необычный в то время человек, который точно знал, чего он хочет, и который шел к своей цели с несгибаемым упорством, невзирая ни на какие препятствия. Все были взбудоражены тем, что на создание фильма он тратил полгода (тогда как обычной нормой были 8—10 дней). Его сочли ненормальным. Но последующее развитие показало, что именно он осознал будущее".


Предыдущая Следующая