Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Карл Дрейер в статье "Беньямин Кристенсен и его идеи" писал: "Два ранних фильма Беньямина Крис-тенсена, конечно, означали гигантский шаг вперед в то время. Удивительной была их техника, потрясающая в деталях, на фоне которой сценарии казались особенно серы-

*93 *

РЕЖИССЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО ЕВРОПЫ

КРИСТИАН-ЖАК

ми... За этими двумя фильмами просматривалась личность, необычная среди деятелей кино, или, по крайней мере, необычный в то время человек, который точно знал, чего он хочет, и который шел к своей цели с несгибаемым упорством, невзирая ни на какие препятствия. Все были взбудоражены тем, что на создание фильма он тратил полгода (тогда как обычной нормой были 8—10 дней). Его сочли ненормальным. Но последующее развитие показало, что именно он осознал будущее".

Его следующая картина "Ведьмы", поставленная в Швеции, положила начало целой серии картин в мировом кино на тему колдовства. Сценарий был написан самим режиссером, он же исполнил роль дьявола. Фильм построен как научный трактат, составленный на основе культурно-исторических изысканий и рукописей средневековья. Титры, воспроизводящие старинную книгу, перемежаются с иллюстрациями и игровыми кусками, в которых натурализм сочетается с неудержимой фантазией. На экране предстают варварские нравы средневековья, массовая истерия, породившая "охоту на ведьм", суды над ними в подземельях монастырей, пылающие костры, а также неистовые шабаши под предводительством дьявола. Под конец режиссер проводит параллель с современными "ведьмами". Показывая непредсказуемые припадки женщин с неуравновешенной психикой и навязчивыми идеями, он пытается дать психоаналитическую трактовку их поведения. (Надо сказать, что эта аналогия вызвала протест в европейских медицинских кругах.) Несмотря на смешение стилей и жанров, лента отличалась большим драматическим и психологическим напряжением. В "Ведьмах" К. продолжил свои поиски в области киноязыка, начатые в его первых картинах. Декоративная красота кадра, неожиданные монтажные стыки, многофигурные композиции, изобретательное освещение выдвинули этот фильм в число самых оригинальных работ, опередивших свое время.

К. явился основоположником теории, гораздо позже получившей название "авторской". "Кинорежиссеры во всем мире все еще видят свою главную задачу в пересказе старых романов, — утверждал он. — Этому надо положить конец. Режиссеру самому следует писать свои сценарии. Кинорежиссер должен, как и всякий другой художник, показывать нам в своей работе свою собственную личность".

В 1923 г. К. уехал в Германию, где поставил три фильма, а также исполнил главную роль в "Михаэле" (1924) К. Дрейера. С 1926 г. работал в Голливуде, где снял несколько фантастических фильмов и фильмов ужасов.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz