Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

КЛОС ЭЛЬМАР

(Klos Elmar). Чехословацкий режиссер и сценарист. Одна из важных фигур чехословацкого кино 60-х гг., призер Американской киноакадемии ("Оскар", 1965). Родился 26 января 1910 г. в Брно, умер 19 июля 1993 г. в Праге. С 16 лет снимался в кино как статист, писал сценарии. На рубеже немой и звуковой эры участвует со своим дядей, сценаристом Йозефом Окружным, в создании нескольких картин. Затем исполняет одну из ролей в фильме Владислава

Ванчуры "Перед выпускными экзаменами" (1932). Позже создает киноотдел при обувных заводах Бати в Злине, снимает рекламные ролики, обладающие качеством экспериментальных фильмов. Во время войны участвует в работе подпольной организации чешских кинематографистов, разрабатывающей проект национализации и будущего развития чехословацкой кинематографии. После освобождения становится одним из основателей "Чехословацкого кино",государственного учреждения, занимающегося всем комплексом проблем (включая творческие), имеющих отношение к созданию и прокату фильмов, участвует в реорганизации национализированной киностудии "Барран-дов" и принимает активное творческое участие в съемках фильма Б. Земана "Мертвый среди живых" (1947), где знакомится с Яном Кадаром.

Пять лет спустя дебютирует как режиссер захватывающей приключенческой драмой, снятой по всем канонам пропагандистского политического фильма, "Угон" ("Похищение", 1952), которая положила начало творческому сотрудничеству с Я. Кадаром, продолжавшимся вплоть до эмиграции последнего в 1969 г. Вместе они снимают камерную драму из жизни пражской окраины "Там, на конечной остановке" (1957) по одноименной книге Л. Ашкенази, отдавая дань итальянскому неореализму, и музыкальную комедию с элементами сатиры "Музыка с "Марса" о судьбе самодеятельной капеллы мебельной фабрики "Марс", где впервые, пока еще в комедийном плане, касаются темы реального морального облика коммуниста. Более остро эта тема прозвучала в сатирических "Трех желаниях", преодолевающих стандартную безличность чехословацкого кино 50-х постановкой острых проблем современности, развенчивающих общественные мифы. Комедия так и не вышла на экраны. На Баньска-Быстрицкой конференции (1957), решения которой на несколько лет затормозили развитие и переставили акценты в дальнейшей жизни чехословацкого кино, комедии К. и Кадара обвинили в ревизионизме, после чего последовал ряд карательных санкций, непосредственно отразившихся на творческой судьбе режиссеров: сатирические фильмы были положены "на полку", любое упоминание о них вычеркивалось цензурой. "Три желания" были изъяты из списка баррандовской продукции как несуществующие, гото-

вый сценарий К. и Кадара "Репетиция продолжается" был отдан для реализации другому режиссеру, а творческий тандем лишили права работать в большом кино.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz