Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

рианна моей юности" (Marianne de ma jeunesse), 1954; "Это время убийц" (Voici les temps des assassins), 1955; "Человек в плаще" (F'Homme a l'imperméable), 1956; "Накипь" (Pot-bouille), 1957; "Женщина и паяц" (Га femme et le pantin), 1958; "Мари-Октябрь" (Marie-Octobre), 1959; "Бульвар" (Boulevard), 1960; "Дьявол и десять заповедей" (Ге diable et les dix com-mandemends), 1962; "Дьявольски ваш" (Diaboliquement votre), 1967. Библиография: Leprohon P. Duvivier. Paris, 1968.

ДЮЛАК ЖЕРМЕН

(Dulac Germain). Настоящая фамилия Сессе-Шнейдер (Saisset-Schnei-der). Французский режиссер, сценарист и теоретик кино. Родилась 17 ноября 1882 г. в Амьене, умерла 13 июля 1942 г. в Париже. С 1909 г. начала деятельность в качестве театрального критика и журналиста. Придя в кино в 1915г., Д. практически с первых же шагов выступает как апологет внесюжетных связей и зрительских ассоциаций, основанных на поэтических, символических и сюрреалистических мотивировках. Одна из основателей движения киноклубов, Д. возглавила объединение киноклубов Парижа и окрестностей, выступала сторонником "интегрального кино", строящегося на ритмикопластических связях, сняла несколько лент в новаторской стилистике "музыки для глаз", в основу которых были положены классические музыкальные произведения. Д. возглавляла хроникальный журнал "Пате журнал", киножурнал "Франс актюалите", ввела в обиход термин "авангард" для обозначения экспериментального направления французского кино 20-х гг., одновременно являясь активным практиком и одним из теоретиков этого направления.

С точки зрения сюрреалистического опыта особый интерес представляет фильм Д. "Раковина и священник", поставленный по сценарию поэта Антонена Арто (оскорбленный тем, что не ему была предложена главная роль, Арто с друзьями устроил скандал на премьере ленты в "Студии урсулинок"). Уже в первых своих работах Д. провозгласила примат подсознательного в поступках и действиях человека, но "Раковина и священник" стала первой картиной, открыто объявленной сюрреалистической. Отказ от временных и логических связей, фрагментарный монтаж позволили Д. изменять — расширять, сужать, а то и трансформировать пространство и время. Примером может слу-

жить пробег священника по улице. Вполне банальный по своей природе, волей режиссера, перетасовавшей "географию" улицы, он превращен в нечто алогичное и невозможное; человек не в состоянии перемещаться таким образом за столь короткий отрезок времени. Так с помощью монтажа Д. воссоздает не реальность, а сновидческую версию бегства в никуда.

В то же время картина не обошлась без вполне тривиальной драматургической завязки: молодой священник видит хоть и фантасмагорические, но психологически оправданные сны, навеянные чувством к прекрасной красавице, генеральской жене, посетившей его на исповеди. Раковина, наполняемая жидкостью, но остающаяся полупустой, — символ неудовлетворенности желаний священника, равно как его сумбурные видения — результат сублимации, вытеснения греховного из сознания. В то же время фильм наполнен необъяснимыми и не нуждающимися в объяснении сюрреалистическими фантазиями: на полу, словно нос Буратино, вырастают рясы священника, корсет, облегающий грудьженщины, превращается в две ракушки. Впрочем, прижела-нии и в этих образах несложно увидеть метафорические значения.


Предыдущая Следующая