Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Наиболее значительным фильмом первого периода творчества стал фильм "Колесо" (1923), "железнодорожная симфония" рельсовых путей, движущихся паровозных колес и рычагов, облаков пара и дыма, снятых в ошеломляющем по тем временам ритме, с неожиданными монтажными решениями и стыками, многократными экспозициями, перемежающимися неожиданными лирическими и мелодраматическими сценами. Однако подлинной вершиной творчества Ганса стал фильм "Наполеон" (1927), в окончательной версии длящийся более четырех часов, а в первоначальной более двенадцати. Это действительно портрет великого императора "по Гансу" — субъективная биография, описанная субъективной камерой (именно Ганс окончательно освободил кинокамеру от статики раннего немого кино, установив ее на сконструированной им специальной тележке, подвесив ее к седлу мчащейся лошади, намертво припечатав к корпусу оператора, который бежал с ней, оглядывался на бегу, переводил взгляд с одной точки на другую. Финальные сцены фильма были сняты в изобретенной Гансом технике "поливидения", состоявшей в одновременной троекратной проекции фильма на трех экранах: правый и левый показывали Великую Армию на марше, а средний — Наполеона. (В 1971 г. Клод Лелуш реконструировал поврежденную копию и приспособил ее к демонстрации под названием "Наполеон и революция", удостоенной Большой премии французского кино в 1974 г. За-

тем фильм был еще раз реконструирован Французской синематекой в 1984 г.).

После провала картины "Конец мира" (1930) Ганс теряет доверие продюсеров и вынужден снимать звуковые варианты своих лучших фильмов ("Матерь скорбящая", 1937, "Наполеон", 1934, "Я обвиняю!", 1938), а также чисто коммерческие ленты ("Дама с камелиями", 1934), а с 1944 по 1953 г. вообще не работает в кино. Лишь в 1954 г. Г. снял фильм "Нельская башня", а затем последний вариант своей "бо-напартианы", фильм "Аустерлиц" (1960, совм. с Р. Ришбе). В общей сложности за свою долгую творческую жизнь он снял более сорока полнометражных игровых фильмов, а также несколько экспериментальных короткометражек, в отличие от фильмов игровых особого на развитие кинематографа не оказавших. Его технические нововведения не ограничивались разработкой полиэкрана, но распространились и на эксперименты в области звука. В частности, именно Ганс в 1929 г. первым сформулировал понятие "звуковой перспективы", предвосхитившее появление стереофонии, а также "пиктографии" (употребления статических изображений для создания иллюзии реального пространства, 1938) и "мажирамы" (Ма§1гата, совм. с Н. Каплан, 1956).

М. Черненко

Фильмография: "Плотина" (La Digue), "Белый негр" (Le Negre blanc), "Ноги на потолке" (Il у a des pieds au plafond), "Маска ужаса" (Le Masque d'horreur), все — 1912; "Возвращаются ли мертвые?" (Les Morts reviennent-ils?), "Безумие доктора Тюба" (La Folie du D'Tube), оба — 1915; "Загадка десяти часов" (L'Enigme de dix heures), "Цветок развалин" (La Fleur des mines), "Прикрасы" (Fioritures), "Сумасшедший со скалы" (Le Fou de la falaise), "О чем рассказывают волны" (Ce que les flots racontent), "Барбаросса" (Barberous-se), "Героизм Падди" (L'Héroismede Paddy), "О чем рассказывают волны" (Ce que les flots racontent), "Перископ" (Le Periscope), "Смертоносные газы" (Les Gaz mortels), все — 1916; "Право на жизнь" (Le Droit a la vie), "Матерь скорбящая" (Mater Dolorosa), "Зона смерти" (LaZone de la Mort), все — 1917; "Десятая симфония" (La Dixieme Symphonie), "Я обвиняю!" оба — 1918; "На помощь!" (Ausecours!), "Колесо" (La Roue), оба — ] 923; "Конец мира" (La fin du monde), 1930; "Хозяин кузницы" (Le Maître de forges), 1933; "Роман о бедном молодом человеке" (Le Roman d'un jeune homme pauvre), "Наполеон" оба —


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz