Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая


вечера.

Стало быть, все постройки
и декорации возводились

на территории Киногородка. Ручей в ночном лесу, у которо-

го странники встречают ведьму, был сооружен с помощью

пожарников и неоднократно вызывал бурные наводнения.

Приглядевшись повнимательнее, замечаешь между деревь-

ями таинственные отсветы. Это светятся окна одной из со-

седних многоэтажек.

Заключительная сцена,
где Смерть, танцуя, уводит

за собой странников, родилась в Ховс халлар. Мы уже все

упаковали, приближалась гроза. Вдруг я увидел удивитель-

ную тучу. Гуннар Фишер вскинул камеру. Многие актеры

уже отправились на студию. Вместо них в пляс пустились

техники и какие-то туристы, не имевшие ни малейшего

представления, о чем идет речь. Столь известный потом

кадр сымпровизирован за несколько минут.

Так вот порой бывало.
Мы закончили фильм за

35 дней.

"Седьмая печать" -
одна из немногих катин, по-

настоящему близких моему сердцу. Не знаю, собственно,

почему. Произведение это поистине не без пятен. В нем

хватает ляпов, заметна спешка. Но мне кажется, в фильме

отсутствуют признаки невроза, он проникнут жизненной

силой и волей. Да и тему свою разрабатывает с радостью и

страстью.

Поскольку в то время
я все еще барахтался в рели-

гиозной проблематике, в картине соперничали две точки

236

зрения, каждой из которых было дозволено говорить собст-

венным языком. Поэтому между детской набожностью и

едким рационализмом царит относительное перемирие. От-

ношения Рыцаря и его Оруженосца не отягощены никаки-

ми невротическими осложнениями.

И еще - вопрос о Святости
человека. Юф и Миа в

моих глазах символизируют нечто важное: под богословской

шелухой кроется Святость.

И семейный портрет
сделан с игривой доброжела-

тельностью. Ребенок призван совершить чудо: восьмой мяч

жонглера на одно, захватывающее дух мгновение, на тысяч-

ную долю секунды должен зависнуть в воздухе.

"Седьмая печать" нигде
не жмет и не натирает.

Я осмелился на то,
на что не осмелился бы сегодня,

и это уравновешивает небрежности. Рыцарь творит утрен-

нюю молитву. Укладывая шахматы, он оборачивается и ви-

дит Смерть. "Кто ты?" - спрашивает Рыцарь. "Я

Смерть".

Мы с Бенггом Экерутом
договорились сделать

Смерти белый грим, грим белого клоуна. Нечто среднее ме-

жду гримом и черепом.

Это был сложный трюк,
который вполне мог окон-

читься неудачей. Внезапно появляется актер в черном одея-

нии, с выкрашенным в белую краску лицом и говорит, что

он - Смерть. И мы соглашаемся с его утверждением вместо

того, чтобы возразить: "Э, не старайся, нас не проведешь!

Мы ведь видим, что ты - размалеванный белой краской та-

лантливый актер в черном одеянии! Ты вовсе не Смерть!

Но никто не возражал. Подобное вселяет мужество и

веселье".

В те годы во мне жили жалкие остатки детской на-

божности, чересчур наивное представление о том, что, по-

жалуй, можно назвать потусторонним избавлением.

Предыдущая Следующая