Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая


Бергман вновь вернулся в свой "Драматен" и намерен выпустить в

феврале 1998 года премьеру пьесы Пера Энквиста "Художники".

Между прочим, квартет действующих в этой пьесе лиц составляют

знаменитые соотечественики Бергмана: писательница Сельма Лагер-

леф, кинорежиссер Викто Шестрем, актриса Тора Тейе и оператор

Юлиус Янссон. Время действия - 1920-й год.


Вышедший именно в том году фильм В. Шестрема " Возница"

оказал на Бергмана огромное влияние. "В сущности, я все время живу

во снах, а в действительность наношу лишь визиты", - напишет он в

"Картинах". то очень важное признание Бергмана помогает понять

ход мыслей автора, свободный полет фантазии его недремлющей памя-

ти. Да, да, именно так: в книге "Картины" мы имеем дело с фантази-

ей памяти. Ее написал человек, для которого вымышленная жизнь

очень часто бывает подлинней и ближе жизни реальной.


Виктор Шестрем сыграл в "Земляничной поляне" Исака

Борга, внешне напоминающего отца Бергмана, но внутренне похожего

и на него самого. В этом фильме Бергман "взывал к родителям: увидь-

те меня, поймите и - если можете - простите".

Память о "Земляничной поляне" продолжает свою работу,

6

продуцируя все новые воспоминания, вызывая все новые ассоциации и

даже ощущения. Фильм продолжает жить в Бергмане, равно как и он

продолжает оставаться в своем фильме - уже на страницах книги

достраивая, шлифуя и подчас переосмысливая его. Этот процесс про-

должается, в частности, и сейчас, когда он выводит Шестрема на сце-

ну "Драматена" в качестве одного из героев нового спектакля.


Вот один из многих примеров того, как безостановочно рабо-

тает фантазия его памяти.


Вслед за Бергманом мы относимся к его книгам о творчестве

как к продолжению (дополнению, комментарию, полемике) самого

этого творчества, как к одной из дарованных ему Богом возможностей

самопознания.


Фильм как данность никогда не удовлетворял любопытства

Бергмана. Для него всегда существовал фильм как процесс и существу-

ет и поныне - когда он уже давно не выходит на съемочную площадку.


Жизнь как процесс, фильм как процесс, не говоря уже о теат-

ре, который только и возможен, когда он процесс, - в этом одновремен-

ном многостороннем движении весь Бергман.


Весь Бергман - зто то, что подарил уходящему веку и следу-

ющим поколениям один из беззаветных тружеников искусства.


Нет ничего удивительного, что, вспоминая в разные годы, в

разных статьях или книгах о собственных постановках на экране или на

сцене, Бергман взглядывает на предмет своего творчества с разных сто-

рон и нередко по-разному толкует одно и то же.


Незастылость, многоракурсность, "текучесть" взглядов Берг-

мана общеизвестна, и предъявлять ему за это какие-либо претензии все

равно, что лишить, например, фильм японского его коллеги Куросавы

"Расемон" версионного развития сюжета.


Так построена и эта его книга "Картины", вышедшая в Шве-

Предыдущая Следующая