Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

у нее появляются не-

обычные мысли, никогда
раньше не приходившие

ей в голову. На диване
мурлычет кошка, тикают

часы, запах лета. Стоя в дверях
веранды, она оки-

дывает взглядом растущий на склоне
дуб, причал,

залив. Все знакомо и привычно и в
то же время но-

во и неведомо. Удивительная
тоска, рождающаяся

из этого внезапного одиночества.



Это похоже на другой, вполне самостоятельный фильм, но

----------------------------------------------------------------------------

Синематограф в "Фанни и Александре"

----------------------------------------------------------------------------

370



материал пригодится для "Фанни и Александра".
Решение

показать светлую жизнь присутствует изначально,
и приня-

то оно в тот момент, когда жизнь представлялась
мне поис-

тине невыносимой.


Так же было с "Улыбкой летней ночи", возникшей

из тяжелых сомнений. Я думаю, это связано
с тем, что, ко-

гда душа в опасности, созидательные силы спешат
на по-

мощь. Порой результат бывает удачным - как
с "Улыбкой

летней ночи", "Фанни и Александром" и "Персоной".

Иногда - как со "Змеиным яйцом" - кончается
крахом.


Вчерне "Фанни и Александр" появился осенью

1978 года, в самое мрачное для меня время.
Но писался сце-

нарий весной 1979 года - обстановка тогда
уже разряди-

лась. С успехом прошла премьера "Осенней сонаты",
дело

о налогах рассыпалось в прах. Я внезапно обрел
свободу.

Мне кажется, фильм "Фанни и Александр" оказался
в

прямом выигрыше от испытанного мной облегчения
- когда

знаешь, что владеешь тем, чем владеешь.


Гармония - отнюдь не чуждое, непривычное для ме-

ня ощущение. Тихая, спокойная повседневная
творческая

жизнь, без необходимости отражать сыплющиеся
с разных

сторон удары, жизнь, делающая окружающую меня
дейст-

вительность обозримой, дающая возможность
быть добрым

и не заставляющая выставлять множество требований,
веч-

но следить за временем, - вот оптимальные
для меня усло-

вия. Состояние, напоминающее неприхотливое
аститель-

ное существование моего детства.


12 апреля 1979 года мы приехали на Форе. "Это

словно вернуться домой. Все прочее лишь сон
и нереаль-

ность". Несколько дней спустя я начал писать
"Фанни и

Александра". Среда, 18 апреля:


Не очень-то много я знаю об этом фильме. Тем не


менее он влечет меня больше, чем какой-либо дру-

--------------------------------------------------------------------------

С Гунн Волльгрен и Эрлаидом Юсефсоном. Подготовка
и сцена.

--------------------------------------------------------------------------

373

гой. Он полон загадочности и требует
размышле-

ний, но самое главное, конечно же, есть желание.



23 апреля я отмечаю: "Сегодня написал первые шесть стра-

ниц "Фанни и Александра". Сплошное
удовольствие. На

очереди - Театр, Квартира и Бабушка".

Среда, 2 мая:

Черт побери, нельзя спешить. У меня же все
лето

впереди, больше четырех месяцев. Но и отрывать-

Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz