Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая



Все, можно сказать, началось осенью 1978
года.

Я жил в Мюнхене,
пребывая в препоганейшем настроении.

Процесс о налогах все еще продолжался,
и я не знал, чем

он кончится. И вот
27 сентября я записываю в рабочем

дневнике:


Мой страх и действительность, его вызывающая,


становятся просто несоизмеримыми. Но, во всяком


случае, мне кажется, я знаю, какой следующий


фильм хочу сделать. Он будет отличаться от всего,


чем я занимался раньше.


Антону 11 лет, Марии - 12. Они - мои на-


блюдательные посты по отношению к той действи-


тельности, которую мне хочется изобразить. Вре-


мя - начало первой мировой войны. Место - про-


винциальный городок, необыкновенно
тихий и


ухоженный, с университетом и театром. Опасность


далеко. Жизнь вполне мирная.


Мать Марии и Антона - директор театра,


отец их умер, и она, взяв дело в свои руки, правит


театром толково и дельно. Они живут
на тихой


улочке. Во дворе обитает еврей Исак - он держит


магазин игрушек, хотя там есть и другие интерес-


ные и завлекательные вещи. По воскресеньям
к


ним частенько наведывается старая дама, она была


когда-то миссионером в Китае. Она показывает


театр теней. Есть и дядюшка-дурачок, он безобид-


ный и позволяет себе всякие вольности. Дом зажи-


точный и невероятно буржуазный. Бабушка - поч-


ти мифическая фигура - живет зтажом ниже.
Она

363

беспредельно богата, за плечами
у нее бурная

жизнь - она была княжеской любовницей
и выда-

ющейся актрисой. Теперь она покинула
сцену, но

иногда все же выступает. Как бы то ни было - это

исключительно женский мир, включающий
кухар-

ку, работающую здесь сто лет,
и миниатюрную

няньку, веселую, веснушчатую, хромую
девушку,

вкусно пахнущую потом.

Театр для детей
- и место игр, и прибежище.

Иногда им дают маленькие роли
в каком-нибудь

спектакле, и зто жутко увлекательно. Спят
они в

одной комнате, и у них полно занятий: кукольный

театр, кинематограф, игрушечный поезд,
куколь-

ный шкаф. Они неразлучны.

Мария -
заводила, Антон немного робкий.

Методы воспитания решительные,
не исключаю-

щие порядочного наказания даже за
мелкие про-

ступки. Колокола Домского собора отмеряют
вре-

мя, небольшие часы замка возвещают наступление

утра и вечера. По воскресеньям полагается непре-

менно ходить в церковь. Настоятель
- желанный

гость даже в Театре. Не исключено, что у Матери

какие-то отношения с настоятелем. Но
наверняка

сказать трудно.

И вот
Мать решает выйти замуж за насто-

ятеля. Ей придется оставить театр, она будет же-

ной и матерью, живот уже
заметно округлился.

Марии настоятель не нравится,
Антону тоже.

Мать передает театр своим актерам, горько плача,

прощается с родными и переезжает вместе с
деть-

ми в пасторскую усадьбу. Мария и Антон в ярости.

Мать становится
прекрасной пасторской же-

Предыдущая Следующая