Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая


дидактичность. Но я боялся. Так бывает,
если долго пилить

сук, на котором сидишь. "Стыд" воистину
не принес мне

славы. Я работал под прессом требования
быть понятным.

Возможно, в свою защиту могу лишь сказать,
что, несмот-

ря на это, форма, которую "Страсть"
обрела в окончатель-

ном виде, свидетельствует об определенном
мужестве.


Партнер четырех главных действующих лиц

Юхан (Эрик Хелль). Между этим Юханом
и рыбаком

Юханом из "Причастия"
есть параллель. Оба становятся

жертвой бездеятельности главных героев
н их неспособно-

сти к человеческому сопереживанию.


Я считаю (по-прежнему), что существует зло, не

поддающееся обьяснению, вирулентное, ужасающее
зло,

присущее в животном мире исключительно
человеку. Зло

иррациональное, не укладыващюееся в
закономерности.

Космическое. Беспричинное. Ничего люди
так не страшат-

ся, как непонятного, необъяснимого зла.


Съемки "Страсти", длившиеся сорок пять дней,

шли тяжело. Сценарий, написанный на
одном дыхании,

скорее представлял собой отчет о различных
настроениях,

чем киносценарий в традиционном
смысле. Как правило, я

З07

имею обыкновение решать возможные
технические пробле-

мы уже на стадии сценария. Но здесь
предпочел отложить

до съемок. В какой-то степени это объяснялось
нехваткой

времени, но прежде всего потребностью бросить
вызов са-

мому себе.

"Страсть" к
тому же - первый настоящий цветной

фильм, созданный мной и Свеном
Нюквистом. Цвет в кар-

тине "Не говоря уж обо всех
этих женщинах" мы делали по

учебнику. На этот раз мы
хотели сделать цветной фильм

так, как цветные фильмы никогда прежде не снимались.

Между нами
то и дело вспыхивали конфликты,
что

было весьма необычно. У меня давала
себя знать язва же-

лудка, у Свена начались приступы
головокружения. В наши

честолюбивые планы входило создать
черно-белый фильм в

цвете, с отдельными сильными акцентами в сдержанной

цветовой гамме. Это оказалось
нелегким делом. Экспони-

рование цветного негатива - процесс
медленный, требовав-

ший совершенно иного освещения,
чем сегодня. Результаты

наших усилий сбивали нас с толку,
и мы частенько нехотя

ругались.

Это, стало быть,
происходило в 1968 году. Специ-

фическая бацилла года добралась и
до съемочной группы на

Форе.

У Свена был
ассистент, с которым мы уже работали

на многих картинах - коротышка
с круглыми рекрутскими

очками на носу. И вот
этот способнейший, прилежнейший

человек вдруг заделался активным
агитатором. Он созывал

собрания, где заявлял, что мы со Свеном
ведем себя как ди-

ктаторы и что любые
художественные решения должны

приниматься всей съемочной группой.

Я предложил
тем, кому не нравятся наши методы

работы, на следующий же
день вернуться домой, обещав

сохранить за ними зарплату. Я не

Предыдущая Следующая