Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

В связи с этим следует отметить некоторые вопросы, которые так или иначе необходимо возникают в ситуации предложенного рассмотрения вестерна. Они касаются прежде всего возможности описывать этику, закон в терминах чувственности. Ведь понятия тела или осанки в данном случае указывают, что область, где располагается психика, сознание, рациональность в ее классическом европейском понимании, то есть фактически некоторое место, где мы находим содержательность образа героя, оно в данном случае оказывается второстепенным, а если быть последовательным — просто-напросто пустым. Герой - пустое пространство, которое зритель наделяет какими-то своими ожиданиями, а имя героя, его возможные исторические прототипы, остальные персонажи фильма создают для этого приемлемый сюжетный, мифологический, моральный и другие возможные контексты.

Конечно, нельзя отрицать, что ковбой в исполнении голливудской звезды наделен определенными психологическими характеристиками. Это уже нами отмечалось. Однако эти характеристики могли бы принадлежать не только героям вестерна, и в то же время то, что было названо осанкой, присутствует в каждом из них с неумолимой необходимостью, которая не может быть выведена лишь из некоторой абстрактной особенности жанра. Чем более психологичен персонаж, тем менее заметна его осанка. Ведь психология и рефлексия — это то, что невольно заставляет говорить. Хотя бы мимикой и манерами. И это речепорождение не может не вступить в противоречие с той стоической невозмутимостью, атараксией, которая вообще характерна для тех, кто перепоручил себя судьбе. Таким образом, психологическая пустота — основа героической осанки. Тело же оказывается своеобразной границей рациональности, последним пределом ratio. Оно принимает все правила мира, чтобы показать невыразимость закона. 56

Рациональность в ее классическом виде, сформированном прежде всего картезианством, ориентирована на фундаментальное разделение "внутреннего" и "внешнего" типа восприятия объектов. При этом сознание, психика, время (то, что связывается с "внутренним") - это взаимозависимые подвижные и неустойчивые формы, а пространство, протяженность, материя (или "внешенее") - пассивные и устойчивые образования. Америка периода формирования собственной культуры, Америка времени переселений, то есть та Америка, которая предстает перед нами в вестерне, фактически объективировала движение, попыталась представить движение в качестве своего уникального закона, противоречащего закону европейской оседлости. И здесь, конечно же, не случайно, что первые переселенцы были пуритане с их паломнической активностью. Но если для европейских пуритан "путь" -это понятие прежде всего внутреннее, метафизическое, и именно в этом ключе ими прочитывается знаменитая книга Дж. Баньяна, то американский пуританизм привносит движение в ранее устойчивый внешний мир. При этом происходящая материализация духовного пути уравновешивалась крайним моральным ригоризмом. В этой ситуации смещения типов восприятия герой оказывается зоной устойчивости, поскольку он, посреди пришедшего в движение мира, остается традиционным в своем пристрастии к ускользающим в безграничном пространстве равнины классическим нормам рациональности. Но он устанавливает их особым способом - своей осанкой, выражающей память тела об этих нормах, утраченных сознанием паломника. Он оказывается отшельником, то есть остановившимся паломником.


Предыдущая Следующая