Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Близкий мотив мы находим у Павла Флоренского. Он фактически приходит к тому же, к чему и Делёз, что лицо есть поверхность, где разыгрывается взаимодействие субъективного и объективного. Но, анализируя иконопись, он вырабатывает иную схему: лик — лицо — личина, в которой лицо опять же находится между полюсами чистой

Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003

21

Янко Слава (Библиотека РоИУРа) || http://vanko.lib.ru

22

знаковости (языка), маски, личины, тем, что близко понятию Делёза "белая стена", и полюсом абсолютного света — ликом.

При этом удивительно, насколько описание православных иконописных ликов у Флоренского соотносимо с тем, как изображает лица Довженко. Почему эти лица так освещены, будто свет не падает на них, а от них ис-45

ходит? Кажется, что они созданы из света. Конечно, Довженко не сознательно добивается этого почти Фаворского света, но сам его подход к изображению лица таков, что приводит к этому световому акценту. Когда не должно быть актерской игры, когда мимики минимум, а взгляд остановлен и ускользает от долгого и пристального внимания камеры, не могущей этот взгляд поймать (контакт со взглядом моментально бы разрушил ситуацию, обнаружив за лицом человека), а потому оказывающейся особо внимательной к высвеченной поверхности лица. Но не столь важно, как технически добивается этого Довженко. Важно, что свет у него имеет очень существенное значение. Свет выполняет функцию, близкую его функции в православной иконописи. Вот как она описывается Флоренским:

"...Дать усиленную светолепку лица, которая своей силой противостоит случайностям переменного освещения и потому выше условий эмпирии, наглядно являя нечто метафизическое: форма лица дана светом, а не светотенью; свет — не освещение земным источником, а всепронизывающий и формы полагающий океан сияющей энергии"6.

И еще один фрагмент "Иконостаса", в котором Флоренский анализирует иконописную технику:

"...Просанкиривание иконы; это действие в значительной мере определяет основной характер иконы и ее стиль. Санкиром или санкирем называется основной красочный состав для прокладки лица. Это не есть краска того или другого определенного цвета; она есть потенция будущего цвета лица, ну, а так как цвет лица бесконечно полноцветен и может быть протолкован в самые разные стороны, то понятно, что санкир разных иконописных стилей был весьма разных оттенков и различных составов.<...> Просанкиренное лицо есть конкретное ничто его"7.

Свет выводит лица за рамки материальности. Световая поверхность не удерживает знаки человеческого. Этому же способствует и техника, поскольку санкирь — невозможность цвета, его потенция, и благодаря этой потенциальной бесцветности в цветовой условности санкиря возникает ощущение нематериальности лиц и вещей. " Иконопись изображает вещи как производимые светом, а не освещенные источником света"8. Получается, что икона как будто излучает, и это излучение очень существенно для 46


Предыдущая Следующая