Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

и попытаться разобраться в метафорах Балаша, то после этого необходимо совершить следующий шаг - вернуть "темп чувства". Это может быть очень неясный, но необходимый методологический ход, который трудно формализовать, но именно он дает возможность выживания анализируемого материала под прессом анализа. Говоря иными словами, в результате анализа теоретическая машина Балаша не должна быть отлажена, но сбои в ее работе должны стать проявлением того, что ее работа продолжается, что она продолжает говорить о кино и сегодня (а может, и не только о кино).

Вернемся еще раз к утверждению Балаша, что путь развития физиогномики - это язык без грамматики. Обратимся к его статье "Физиогномия", написанной за год до книги " Видимый человек", чтобы лучше ощутить всю парадоксальность этой фразы. Вот несколько фрагментов из этой работы:

"Душа ближе к телу, чем к мыслям. <...> Она является в улыбке, в дрожании век еще тогда, когда она не имеет слов. О ней свидетельствуют движения руки, когда у души больше нет слов. Кроме того, слова нам не принадлежат. Мы получили их уже готовыми вместе с выученным нами языком, и мы вынуждены выбирать между немногими уже данными нам словами.<...>

Удивительно, как в каждом лице, если оно что-то выражает, можно увидеть то, что на нем не написано. Это своего рода йоеїа і^огаґіа.<...>

Каждое устойчивое лицо имеет свою устойчивую физиогномию, которую мы можем изменить столь же мало, как цвет наших глаз, а внутри этой устойчивой физиогномии имеется непрестанно меняющаяся мимика. Их соотношение, борьба между ними и выявляют все: душу, характер, судьбу.<...>

Хиромантия - тоже физиогномика. Хотя она и читает физиогномию не лиц, а руки.<... >

Физиогномия чеканится сквозь мимику. <...> Часто случается, что люди сознательно носят свою мимику, как фальшивую маску, заслоняющую их истинную физиогномию.<... >

Физиогномия всегда бессознательна, мимика же, напротив, скорее сознательна. Физиогномия - это сама природа, а потому она естественней и истинней, чем мимика.<... >

Физиогномия, разумеется, охватывает также все тело человека, его движения и прежде всего его походку"5. 32

Перед нами коллаж и без того небольшой по объему статьи, в котором собрано то, что касается прежде всего физиогномии (естественно, этим статья не исчерпывается), и все это выглядит вполне традиционно. С подобными утверждениями вполне могли бы согласиться классики физиогномики от Лебрена и Лафатера до Ломброзо. Но здесь еще нет ни слова о кино. Оппозиция, в которой физиогномия - форма устойчивости, а мимика - случайный затемняющий и, в каком-то смысле, расшатывающий структуру элемент, такая оппозиция хорошо известна. Странности начинаются, когда размышления по поводу физиогномии у Балаша встречаются в "Видимом человеке" с его кинотеорией. Слова здесь, кажется, все те же, но о том, что это те же самые слова, уже и речи быть не может.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz