Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Так, сама феноменология есть попытка вызволения мысли из глубины, то есть воспроизведение глубины как максимальной близости. Движение к глубине мысли, как и движение к глубине изображения, может осуществляться как через постепенное приближение (перспективу), так и через отказ от этого движения, через попытку непосредственного выхода к глубине. Схема глубинной мизансцены, этот базеновский отказ от логики перспективы, во имя "реальности" ("события", "присутствия", " глубины"), имеет отголоски и в его теории, когда фильмы, их сюжеты, жанры, конструкции чтения изображения (монтаж, ракурс, крупный план) оказываются чем-то вроде фигур, взаимодействующих с тем главным (глубиной, фоном), что интересует Базена как феноменолога кино прежде всего, с метафизикой видимого. Изначальная сцена этой метафизики — разрыв между фотографическим изображением предмета и самим предметом, которое кино постоянно стремится преодолеть, вводя множество промежуточных действий-движений, каждое из которых на поверку оказывается еще одним вариантом той самой изначально сцены, которую он описал в работе "Онтология фотографического образа". Это - смерть, единственная незыблемая реальность. 24

Все это коренным образом затрагивает теоретическую рефлексию Базена, поскольку его феноменология, а точнее, тот метафизический уровень рассмотрения, по поводу которого он несомненно питает некоторые романтические иллюзии, лишь кажется устойчивым. Это та сцена, которая им не осмысляется. Но там, где мысль его кончается, чувство удивительным образом его не обманывает, и где кончается Базен-теоретик, начинает говорить его теоретическое письмо, этот живой организм (вспомним цитировавшегося уже Гегеля), который демонстрирует нам свою органичность не вопреки, а благодаря всем тем противоречиям, которые присущи логике Базена. Это

Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003

11

Янко Слава (Библиотека Fort/Dal || http://vanko.lib.ru

12

бессознательное ощущение метафизической (в нашем случае - феноменологической) сцены заставляет его покидать, казалось бы, уже достигнутый метауровень и в каком-то невообразимом обратном движении к кино оставлять следы его посещения, вибрирующие метафоры (такие, например, как "кожа вещей" в фильмах Ренуара или "интерес к плоти" у Виго), оказывающиеся своего рода событиями теории.

Примечания

1. Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972. С. 266.

2. О различении понятий эмпирически-психологического переживания от феноменологического см.: Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. Ч. 2. Исследование V. §§ 2, 3 // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига: Зинатне, 1988.

3. См.:Якобсон Р. Конец кино? — В кн.: Строение фильма. М.: Радуга, 1984.


Предыдущая Следующая