Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

предметом изображения). Даже реальный труп в "Пайзе" Росселлини -это все-таки рассказ о заснятом трупе, способ его репрезентировать как мертвое. Даже документально заснятая смерть, названная Андре Базеном "онтологически непристойной" (для Сокурова, в свою очередь, непристойностью обладает вообще любая экранизация убийства), — даже она несет в себе столь мощный аффект, взывающей к жизненным силам восприятия, что эта смерть делается в своей кинематографической воспроизводимости и повторяемости слишком указующей на силы жизни. На опыт существования в мире, в котором смерть — не здесь и сейчас, не в моменте нашего непосредственного восприятия, целиком занятого аффектом, но где-то. Можно сказать, что Сокуров всегда стремится приблизиться к этому "где-то", месту, всегда ускользающему от кинематографа. Он стремится сделать смерть эффектом кинематографического присутствия, а не зрелища. Это значит, что мы перестаем быть зрителями чьей-то смерти, то есть смерть становится самим условием нашего восприятия изображения.

Многочисленные документальные фильмы Сокурова, его интерес к фотографии в кадре, к фотографической составляющей самого кинообраза, постоянная попытка замедления движения, остановки плана — все это указывает на те способы, которыми режиссер пытается уловить смерть, явно ощущая недостаточность ее непосредственного показа. Однако — и это, пожалуй, самое важное — помимо формальных приемов, действие которых должно указать на тленность всего происходящего, всего наличествующего в этом мире, сама смерть обладает в кинематографе Сокурова особой ценностью. Или, другими словами, является не просто темой, не только интересом, но тем, что задает возможность прикосновения к смыслу существования посредством киноизображения.

Сам Сокуров неоднократно отмечает особую роль смерти в своих фильмах, предельно расширяя значение этой темы: "Тема смерти... для меня это настолько органично, что кажется, мы всегда были рядом с этой темой, что бы ни делали. Эта тема, постоянная погруженность в нее - на мой взгляд, главное, что выражает суть и достоинство российского искусства. То, что, по-моему, отличает российское искусство, в самых достойных его образцах, от всего мирового искусства, от западной культуры"2. 175

Итак, смерть для Сокурова является не просто темой, но тем, что задает возможность обладать ценностью, быть причастным к культуре, к искусству, иметь свой взгляд. Возможно даже, и это прочитывается во многих высказываниях режиссера, что смерть и кино оказываются в чем-то синонимичны. Кино для него — некий рубеж, в котором искусство не может обрести себя заново, — вещь опасная, сигнализирующая о прерывании важнейшей культурной (для Сокурова - литературной) традиции, традиции Слова. То есть в кино он находит такой предел субъективности (невозможность стать автором, человеком, этическим существом в полном смысле слова), где все еще сохранившиеся элементы культурной традиции ("истинные ценности") должны исчезнуть, чтобы появилась возможность взгляда (иного искусства) в отсутствие Слова. Такая позиция, в которой совмещаются крайний консерватизм и рефлексивность в отношении радикальной новизны кинозрелища, несет в себе очевидное противоречие,


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz